«Чужая» смета – доверяй, но проверяй
Сделать ремонт, тем более капитальный, или построить дом своими силами вполне возможно, но очень часто мы не имеем для этого специальных знаний и времени, поэтому доверяем профессионалам. В их ведении находится и составление смет, и сам рабочий процесс. Как проверить сметную документацию, чтобы не понести лишних, подчас неоправданных, расходов?
Структура сметы
Любая смета представляет собой план расходов с подробным описанием расходных статей и стоимости по каждой позиции, а подобная документация, составленная подрядчиком, обязательно содержит следующие разделы:
-
прямые затраты;
-
накладные затраты;
-
сметная прибыль.
Прямые расходы
Прямые расходы относятся непосредственно к процессу работ и составляют его самую значительную часть, обычно около 70%. Среди прямых затрат выделяют:
-
оплату труда;
-
стоимость эксплуатации оборудования (иногда относится к непрямым расходам);
-
стоимость материалов.
Оплата труда вычисляется, исходя из количества времени, необходимого на выполнения какой-либо задачи, умноженного на зарплату специалиста в час. Чтобы посчитать часовую ставку, следует взять среднюю месячную зарплату в своём регионе, разделить её на 22 рабочих дня и 8 часов. Например, при 40 тыс. рублей в месяц часовая ставка будет равна 227 рублям в час. Узнать норму времени для определённого участка работы можно, используя специальные программы, которые уже содержат такие данные для каждого процесса, или найдя самостоятельно во всемирной сети. Имея исходные значения, посчитать трудозатраты и общую стоимость оплаты труда не сложно.
Расходы на материалы, как правило, достигают 40-60% сметной стоимости. Составление смет по материалам – наиболее трудоёмкая часть ввиду их большой номенклатуры даже для «косметического» квартирного ремонта. Поэтому при расчётах стоимости материалов есть смысл пользоваться электронными таблицами или специализированным ПО.
Накладные расходы и прибыль
Накладные или непрямые затраты относятся к побочным работам, обеспечивающим процесс ремонта, например:
-
доставка, разгрузка, переноска материалов;
-
оплата труда прораба и других управленцев;
-
вывоз мусора, уборка.
Их размер обычно составляет около 15% от общей сметной стоимости. Если ремонт производит фирма-подрядчик, то смета должна учитывать и прибыль этой организации (не более 15%).
Таким образом, при составлении смет сторонними специалистами проконтролировать правильность расчетов достаточно легко.