Из каких материалов изготавливаются шпалы?
Шпалами служат опоры для рельсов. Они представляют собой железобетонные конструкции или брусья. На железнодорожной колее, как правило, их укладывают на балласт верхнего строения пути и создают неизменность расположения рельсовых нитей.
К тому же такие изделия воспринимают нагрузку прямо от рельсов или промежуточных соединений, которое переходит на подшпальное основание. Для изготовления шпал используются следующие материалы:
- Дерево
- Железобетон
- Металл
Особенности деревянных шпал
Сначала для создания шпал применяли дерево, так как этот материал является легко обрабатываемым и доступным в промышленных объемах. Тем более что деревянные конструкции обладают отличными значениями сцепления с балластом из щебня и малой чувствительностью к колебаниям температур.
Шпалы этого типа имеют такие преимущества, как упругость, легкость обработки, отличные диэлектрические качества. Главной их особенностью является возможность увеличения рельсовых путей в кривых. Однако имеются и недостатки, основным из которых считается гниение.
Шпалы из железобетона
Для изготовления подобных изделий используются балки переменного сечения. На них есть площадки для установки стальных полос, а еще зазоры под болты шпального сцепления. К тому же их делают с предварительным натяжением арматуры.
Железнодорожные шпалы отличаются длительным сроком эксплуатации и механической прочностью. Вдобавок такие конструкции не подвержены гниению, поэтому их можно повторно применять, а еще использовать на загруженных местах пути. К минусам этих изделий относятся разрушение бетона, недостаточная жесткость и тяжелый вес.
Качества стальных шпал
Такие конструкции из гнутого профиля достаточно легкие. Их в некоторых случаях применяют для временных подъездных путей на заводах. Их достоинство в том, что они не портятся и не подвергаются нападкам насекомых. Помимо этого, они отлично сохраняют ширину путей. Единственный их большой минус — коррозия.
Стальные шпалы пользуются спросом на железных дорогах Алжира и Марокко, поскольку там слишком сухой климат. Еще такими конструкциями пользуются в сталеплавильном и доменном производстве. Они нужны там, где деревянные шпалы горят, а в железобетонных изделиях происходит расслоение бетона.
С их помощью еще делают верхнее строение колеи при увеличенном давлении на ось поезда примерно до 60 тонн.