Какие бывают железнодорожные тоннели?
Железнодорожным тоннелем является протяженная подземная конструкция. Она нужна, чтобы пропускать поезда на участках контурных или высотных препятствий. Любой активно используемый и большой тоннель нуждается в управление, состоящий из систем телеметрии, безопасности и вентиляции.
Самые длинные сооружения оборудованы аварийными станциями. На них при возникновении пожара можно эвакуировать людей.
Исторические сведения
Впервые железнодорожные тоннели появились в Великобритании в 1830 году. В те же годы создавались во Франции, Германии и Бельгии аналогичные постройки. Спустя некоторое время их делать начали в Италии, Австрии и Америке.
В нашей стране стали заниматься строительством тоннелей лишь в 1859 году, и уже к концу XIX века их построили в горных регионах Сибири, Кавказа, Крыма, Дальнего Востока и Урала.
Составные элементы тоннеля
В этих постройках находятся порталы, водоотводные устройства, гидроизоляция, углубления и камеры. Помимо этого, еще монтируются системы освещения, вентиляции, энергосбережения и сигнализации. Обделка на входах сочетается отлично с порталами. Они делают крепче лобовые откосы.
Часто устанавливают камеры, чтобы безопасно содержать и обслуживать это строение. Хранятся в них устройства, применяемые при ремонтных работах и эксплуатации. Кроме этого, есть ниши для временного укрытия сотрудников.
Железнодорожный тоннель должен быть защищен от подземных и поверхностных вод, поэтому проводят уплотнение пород, осушение массива и даже гидроизоляцию.
Все входы в тоннель служат порталами, которые позволяют обеспечить отвод воды и стойкость боковых откосов. Чтобы осушить землю применяют дренажное оборудование в виде штолен. Монтируют его ниже камер, выемок и тоннеля. В таких строениях для создания дороги используют железобетонные плиты, или делают ее на балласте.
Виды тоннелей
Бывают эти строения двух- и однопутные. К тому же они разделяются по нахождению на трассах на такие типы, как:
- Равнинные
- Горные
- Подводные
Последний тип конструкций пересекает возвышенности, горные цепи или водоразделы, а также огибает зоны осыпей, оползней, заносов и снежных лавин.
Эти конструкции подразделяются еще на косогорные, мысовые и перевальные. Постройки равнинного типа обычно изготавливаются в городских условиях. А вот подводные тоннели находятся под проливами, водоемами, реками или заливами.